Наша любимая школа
| Сведения об образовательной организации || Деятельность || Объявления и информация |

Деятельность >> Методическая копилка >> Учебная работа

• Учебная работа
• Воспитательная работа

Объявления:


Вниманию родителей будущих прервоклассников.

С октября начинаются занятия по подготовке детей к школе. На время ремонта занятия будут проходить по субботам в здании Боровковского клуба.
Занятия будет вести учитель начальных классов Анашина Надежда Васильевна
Установочное собрание пройдет 26.09.2019 в 10.00. Приглашаются только родители.
За справками обращайтесь по тел. +79099920087 (моб.) учитель, +79207774990 (школа) или по эл. почте школы borovkovo@ya.ru

 

Опрос:

Приглашаем Вас принять участие в опросах, касающихся жизни школы. Это займет всего несколько минут. ______________________ Cайт школы ______________________ Исследование потребности дополнительного образования в МБОУ БООШ №53

Учебная работа

Конспект урока литературы и истории в 6 классе.

«Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?»
(по фрагментам из романа В. Скотта «Айвенго» (гл. 11) и из романа А. Дюма «Три мушкетера» (гл. V) .

Цель: >чтение и изучение текстов, имеющих художественно –эстетическую
ценность;
>формирование гуманитарной личности;
>воспитание правовой культуры;
>формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого
анализа художественного текста, читательских навыков, развитие
речи учащихся;
>подготовка учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права.

Оборудование урока: портреты писателей, тексты художественных произведений;
учебное пособие «Вокруг тебя – мир»;
магнитофонная запись песни из к/ф «Достояние республики»;
фотодокументы о ВОВ ,
рисунки учащихся - иллюстрации к фрагментам романов А. Дюма и
В. Скотта, стихотворение Г. Иванова.

Основные этапы урока:
1.Орг. момент.
2.Постановка центральной проблемы.
3.Активизация знаний учащихся о различных формах соперничества, в частности, об олимпиаде.
4.Прослушивание записей песни из к/ф «Достояние республики».
5.Беседа на выявление восприятия учащимися литературных произведений.
6.Проверка домашнего задания. Сравн. – сопоставительный анализ 2-х фрагментов литературных произведений.
7.Заранее подготовленное сообщение учащегося о В. Скотте.
8.Сообщение учителя истории.
9.Фронтальный опрос на знание Кодекса рыцарской чести.
10.Устное сочинение учащихся по воображению «Рыцарский турнир».
11.Анализ литературного текста (беседа по содержанию, аналитические вопросы).
12.Активизация знаний учащихся об эпохе Средневековья.
13.Анализ литературного текста (беседа по содержанию с аналитическими вопросами).
14.Заранее подготовленное сообщение учащегося об А. Дюма.
15.Сообщение учителя истории о правилах дуэли.
16.Продолжение беседы по содержанию с чтением фрагментов текста.
17.Активизация знаний учащихся о литературных произведениях на тему дуэли.
18.Чтение стихотворения Г. Иванова «Отвратительнейший шум на свете…»
19.Анализ лирического стихотворения Г. Иванова.
20.Итоговая беседа учителя истории с демонстрацией фотодокументов о ВОВ.
21.Чтение учащимися рубрики «Знаешь ли ты…» о МГП.
22.Работа с текстом о МГП.
23.Вывод по уроку (чтение вывода на странице 34 пособия).
24.Подведение итогов урока.

1.Орг. момент.
2.Постановка центральной проблемы.
Учитель истории. Стремление людей проявить себя, утвердиться в чем
либо, доказать свое превосходство в силе, ловкости, мастерстве, знаний – вполне
объяснимо и естественно. Оно существовало всегда, сколько помнит себя
человек. Оно может приобретать самые различные формы. Какие?
(Все, что предлагают дети, записывается на доске вокруг исходного слова
СОПЕРНИЧЕСТВО).
Соперничество- это и спортивное соревнование, спартакиада, рыцарский турнир,
дуэль, игра, конкурс, олимпиада и т.д.
Учитель истории. А где родились спортивные соревнования, например,
олимпиада? Кто их учредил?
Ребята. Их учредил в память о своем первом подвиге – победе над Немейским
львом – древнегреческий герой Геракл. Игры были названы немейскими и стали
общегреческим праздником, происходившим каждые два года в Немейской
долине в Арголиде. Справлялись они в честь Зевса в середине лета. Во время игр,
которые продолжались несколько дней, состязались в беге, борьбе, кулачном
бою, бросании копий и диска, проводили и состязания колесниц. Во время игр
объявлялся мир во всей Греции. Впоследствии они проводились раз в 4 года,
стали международными и получили название Олимпийских.
Учитель литературы. А были ли правила, регулирующие поведение сильного
победителя, по отношению к проигравшему?
Тема «схватки», поединка – одна из «вечных тем» литературы. Она
звучит в произведениях поэтов и писателей разных стран, разных
времён.
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали два фрагмента. Какой из них вам
понравился больше? Почему? Кто читал эти произведения целиком? А кому
захотелось прочитать эти романы до самого конца?
Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были провести небольшое исследование: сравнить фрагменты и
определить: чем они отличаются, и что позволило объединить в одном разделе
книги?
(показаны разные эпохи, турнир – это зрелище, дуэль официально запрещена,
турнир – групповое соперничество, дуэль – один на один)
Учитель литературы. А что вам удалось узнать о В. Скотте, авторе романа
«Айвенго»? Попросим дать справку Архивариуса.
(Архивариус сообщает информацию в В. Скотте, ученики, по возможности,
дополняют его рассказ какими – то интересными фактами из жизни писателя).
Учитель истории. В романе «Айвенго» говорится о времени, которое, по словам
автора, «отмечено резкими противоречиями между саксами, возделывающими
землю, и норманнами, которые владели этой землёй в качестве завоевателей и не
желали ни смешиваться с побеждёнными, ни признавать их людьми своей
породы. События романа происходят в конце царствования Ричарда Львиное
Сердце. В целях централизации своей власти королю Ричарду приходится вести
борьбу против непокорных баронов, герцогов и графов. На его стороне
выступают горожане, лишенные наследства феодалы (подобные главному герою
романа Айвенго).
Роман В. Скотта помогает узнать, понять и даже почувствовать историю.
Учитель истории. Эпоха раннего средневековья показана в романе во всей ее
суровости. Рассказано о произволе феодалов, о превращении рыцарских
замков в разбойничьи притоны, о грабежах и насилии, рыцарями –
крестоносцами, о великолепии рыцарских турниров, о правилах рыцарской чести.
Что же включал в себя кодекс чести?
Ученики. Сила, отвага, мужество, верность феодалу, защита слабого,
благородство, осуждалось предательство, трусость, скупость, измена
Учитель истории. Какие особые правила поведения рыцаря в сражении? Не бить
сзади, не убивать безоружного.
Учитель истории. Что должен был уметь рыцарь? Какими искусствами он
владел?
Ученики. Верховой ездой, плаванием, стрельбой из лука, кулачным боем,
соколиной охотой и сложением стихов. Кроме участия в войне, достойными для
рыцаря занятиями были охота и турниры.
Учитель истории. Какая страна считается родиной турниров? (Франция). Каким
вы представляете себе турнир? Вообразите себе его.
Ученики. Рыцари съезжаются со всей Европы. Ристалище огораживается
деревянным барьером. На помостах зрители, среди которых много прекрасных
дам. Герольды громогласно объявляют имена участников рыцарского турнира,
описывают их подвиги. Потом при полном молчании зрителей зачитываются
правила турнира.
Учитель истории. Сначала рыцари в доспехах выезжали один на один на
ристалище. Прикрывшись щитом, они разгоняли коней и стремились точным
ударом копья нанести меткий удар противнику или выбить его из седла. Такие
поединки могли продолжаться несколько дней. После устраивалось главное
состязание - в борьбу вступали два отряда рыцарей. Побежденные попадали в
плен, лишались коней и оружия, платили за себя выкуп. Подчас турниры носили
кровавый характер. Бывало, выбитые из седла рыцари попадали под копыта
разгоряченных коней. Так на одном из турниров XII века в Германии погибли
около 60-ти рыцарей.
Учитель литературы. Найдите в тексте детали, характеризующие эпоху.
-Что имели и не имели права совершать рыцари?
-С какой целью вводились правила, регулирующие такую жестокую форму
соперничества, как рыцарский турнир?
Конечная цель этих правил - попытка ограничить насилие и дать шанс на
сохранение жизни более слабому рыцарю.
Учитель истории. Кроме этого, правила отражали заботу о сохранении
рыцарства как сословия, являющегося опорой короля- первого рыцаря
средневекового общества.
Учитель литературы. Что служило гарантией того, что рыцари не нарушат
правила?
Ученик. «… Каждый рыцарь, нарушавший правила…»
Учитель литературы. С помощью, каких слов и выражений передаётся
динамика, напряженность действия?
Учитель литературы. А что вам известно об авторе знаменитого романа «Три
мушкетера»? Попросим Архивариуса дать справку.
Архивариус. Дает справку об А. Дюма (стр.26-27пособия)
Учитель литературы. Глава, прочитанная вами очень важна для развития
сюжета романа. Далее последовала схватка мушкетеров с гвардейцами
кардинала. Д’Артаньян проявил такие черты характера как храбрость, мужество,
продемонстрировал прекрасное владение шпагой. Именно после этого
Д’Артаньян был принят в мушкетеры короля и приобрел верных друзей.
Учитель истории. Что такое дуэль?
Это поединок противников, использующих смертоносное оружие, холодное или огнестрельное. Поводом для дуэли служило оскорбление чести. Дуэль должна была смыть это оскорбление.
Своими корнями она уходит в Средневековье, получила широкое
распространение во Франции в ХV веке. Разрешение на дуэль давал король.
Король мог приостановить схватку, бросив между противниками скипетр. Когда
в 1547г. был убит на дуэли любимец короля, то король Генрих II дал клятву
никогда не разрешать поединки. С той поры дуэли были запрещены, дуэлянтов
отлучали от церкви и судили как убийц.
Правила дуэли:
1.Свидетели дуэли обязательны, они определяют условия боя и наблюдают за его
правильностью.
2.Секунданты должны быть беспристрастными. Близкие родственники не могли
быть секундантами.
3.Секунданты должны постараться примирить противника, насколько это
возможно.
4. Секунданты были обязаны составить протокол встречи и протокол самого
поединка.
Присутствие секундантов служило гарантией того, что дуэль не превратится в
простую резню или умышленное убийство.
Различались 3 вида поединков:
правильный поединок,
неправильный поединок.
изменнический или коварный поединок…
и т.д. по стр. 28 – 29 пособия для учащихся.
Представление мушкетеров.
Звучит «Песня мушкетеров»
«Шпаги звон, как звон бокала»
Учитель литературы. Часто причиной дуэли служили мелкие, незначительные
обиды. Например, поводом дуэли между Д’Артаньяном и Атосом послужило то,
что Д’Артаньян случайно толкнул раненого мушкетера. Д’Артаньян увидел, что
перевязь Портоса лишь спереди шита золотом. Это оскорбило мушкетера. Артос
уронил платок, принадлежавший госпоже Буа-Траси, замужней госпоже.
Д’Артаньян в присутствии гвардейцев указал Артосу на его потерю.
- Найдите в тексте детали, которые бы характеризовали эпоху?
- Почему Портос и Арамис не хотят называть истинную причину дуэли?
- Как реагируют на их объяснения остальные участники эпизода?
- Какая форма речи преобладает в данном фрагменте?
- С помощью каких слов и выражений автор подчеркивает готовность дуэлянтов
следовать общепринятым правилам?
-Мы с вами еще не читали повесть А.С. Пушкина «Выстрел». Но сейчас мы
узнаем о том, по каким правилам проходила дуэль в этом произведении.
Учитель истории. Рыцарские турниры, дуэли относятся к тем силовым формам
соперничества, которые были распространены в далекие времена. А известны ли
вам другие формы силовые формы соперничества людей, государств, все еще
встречающиеся и в наши дни? (Войны)
Ученик. Отвратительнейший шум на свете –
Грохот авиона на рассвете…
И зачем тебя, наш дом, разбили?
Ты был маленький, волшебный дом,
Как ребенка мы тебя любили,
Строили тебя с таким трудом.
Учитель литературы. Это стихотворение написал русский поэт Г. Иванов.
-Как вы думаете, как оно соотносится с темой нашего урока на тему: «КТО
ЛУЧШЕ? КТОСИЛЬНЕЕ?»
-Какова тема этого стихотворения?
-При помощи каких конкретных образов передает поэт разрушительные
последствия войны?
-Как используется контраст на уровне лексики?
-Какова роль многоточия?
Учитель истории. Одной из самых жестоких форм силового соперничества
является война. Часто ее удары обрушиваются на тех, кто не участвует или
перестал участвовать непосредственно в боевых действиях,
например: на мирных жителей, раненых, пленных.
(демонстрируются фотодокументы ВОВ)
Учитель истории. Как вы думаете, существует ли сегодня потребность в
правилах, обеспечивающих защиту жертв вооруженных конфликтов? Почему?
На войне тоже существуют правила, ограничивающие проявление чрезмерного
насилия.
Познакомьтесь с ними.
Ученики читают рубрики «Знаешь ли ты…» -стр. 34. пособия.
Учитель истории. Выпишите из текста ключевые, опорные слова.
-Используя их, не глядя в текст, объясни, в чем заключается особенность
международного гуманитарного права.
-Определи одним словом характер всех известных тебе правил, ограничивающих
насилие, жестокость в различных силовых формах соперничества, в т.ч. в
вооруженных конфликтах.
Какова роль международного гуманитарного права в развитии общества?
Обоснуй свой ответ.
Вывод.стр.34 пособия.



Copyright © 2007-2020 МБОУ Боровковская основная общеобразовательная школа №53
Адрес: 142436 Московская обл., Богородский городской округ, д. Боровково, ул. Серова, д. 106
Телефон / факс: +7(496)517-04-38
Официальный веб-сайт: http://www.bs53.noginsk.ru
Вопросы и комментарии Вы можете отправить на наш e-mail: borovkovo@yandex.ru