Наша любимая школа
| Сведения об образовательной организации || Деятельность || Объявления и информация |

Деятельность >> Методическая копилка >> Учебная работа

• Учебная работа
• Воспитательная работа

Объявления:


Вниманию родителей будущих прервоклассников.

С октября начинаются занятия по подготовке детей к школе. На время ремонта занятия будут проходить по субботам в здании Боровковского клуба.
Занятия будет вести учитель начальных классов Анашина Надежда Васильевна
Установочное собрание пройдет 26.09.2019 в 10.00. Приглашаются только родители.
За справками обращайтесь по тел. +79099920087 (моб.) учитель, +79207774990 (школа) или по эл. почте школы borovkovo@ya.ru

 

Опрос:

Приглашаем Вас принять участие в опросах, касающихся жизни школы. Это займет всего несколько минут. ______________________ Cайт школы ______________________ Исследование потребности дополнительного образования в МБОУ БООШ №53

Учебная работа

Урок литературы в 5 кл.

Тема «Анализ лирического стихотворения А.А. Прокофьева «Аленушка».

Учитель Т.Е. Шелемех.

Цели урока:
* учить проводить идейно-художественный и литературоведческий анализ лирического стихотворения;
* развивать устную и письменную речь учащихся, воображение;
* воспитывать любовь к Родине, природе, поэзии.

Тип урока:
изучение нового материала.

Оборудование урока:
* мультимедийный проектор.
* экран для просмотра слайдов.
* компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
* диск с материалами урока.

I. Организация внимания.
II. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1) Ребята, мы продолжаем изучать стихотворения поэтов XX в. К творчеству каких авторов мы прикоснулись на уроках? (Слайд 2) (С.А. Есенин, И.А. Бунин, Д.Б. Кедрин, С.А. Клычков).
Сегодня на уроке нас ждет знакомство с еще одним художником слова.
Эпиграфом нам послужат слова (Слайд 3) А. Жигулина:
«И я люблю одной любовью
Тайгу и отчие поля.
Одной душой, одною кровью
Любовь оплачена моя».
III. Постановка целей.
* Можно ли установить связь между музыкой, живописью и поэзией?
* Сегодня на уроке, работая над постижением авторского замысла лирического стихотворения, мы попробуем установить эту связь.
IV. Изучение нового материала.
1. Послушайте музыкальный отрывок и попробуйте, закрыв глаза, представить себе то, о чем говорит нам музыка.
* Что вы себе представляли?
2. Обращение к иллюстрации (Слайд 4) Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) «Аленушка». (Слайд 5)
* Героиня какой сказки изображена на картине?
* Какой момент сказки запечатлен на этом полотне?
* О чем думает Аленушка? Что она чувствует?
* Какая природа ее окружает?
* Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?
* Соответствует ли прослушанная музыка настроению картины?
* А вам интересно узнать историю создания этой картины и авторский замысел?
Картина «Аленушка» - одно из лучших произведений Васнецова на сказочную тему. В сказках о сиротке Аленушке нет описания тоскующей у лесного омута девочки, как это дано у Васнецова. Выбор сюжета определялся задачей с наибольшей полнотой раскрыть смысл и эмоциональный характер фольклорного образа.
Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платьице, сидя на холодном камне, выплакивает свое сиротское горе. Густая лесная чаща скрывает ее от чужого взгляда. Весь облик Аленушки – воплощение печали и страдания. Природа как будто вторит ее грустным причитаниям. В состоянии природы художник особо подчеркивает таинственную настороженность и одновременно задушевность.
Васнецов воспринимает природу через призму фольклорной поэзии, поэтому поэзия народных преданий неразрывно связана с правдой и поэзией родной природы.
* Мы с вами сделали вывод о связи живописи и музыки и переходим к поэзии, к лирическому стихотворению Александра Андреевича Прокофьева (1900-1971) «Аленушка».
* Что вы узнали об авторе? (Слайд 6)
Александр Андреевич Прокофьев родился в селе на берегу Ладожского озера в семье крестьянина - рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу, учился в Петербургской учительской семинарии.
Краски, образы, ритмы - весь строй поэзии А. Прокофьева сложился под впечатлением его деревенской юности. «Ладога! - говорил поэт в автобиографии. - Я навеки полюбил свое родное море с его низкими туманами, с его ветрами, с его безбрежным, то суровым, то ласковым, простором. Я навеки полюбил леса и перелески Приладожья, простой быт моих родичей и односельчан, небогатую северную русскую природу, рыбацкие деревни и села.
Поэзия Александра Прокофьева - это бьющая через край любовь к жизни, к земной радости. Дарование А. Прокофьева чрезвычайно самобытно.
В стихах А. Прокофьева есть романтическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они насквозь пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимает как бы на вкус, на ощупь и бережет их, будто самоцветы. Множество своих стихотворений он посвящает родине. «Всю Россию дали мне в наследство, всю мою судьбу», - говорит А. Прокофьев в одном из них.
Александр Андреевич Прокофьев обогатил поэзию новыми мотивами, ритмами, своим подходом к изображению природы. От его лирики веет непередаваемо свежим духом бодрости, сохраненной им до последних своих дней.
Идейно-художественный и литературоведческий анализ стихотворения.
* Словарная работа.
1. Как вы понимаете значение слова ряска? -(Слайд 7) РЯСКА, род многолетних водяных трав семейства рясковых. Ок. 10 видов, по всему земному шару. Растения в виде мелких зеленых пластинок, плавающих на поверхности воды, от которых отходит один корешок. Нередко образуют сплошной покров на поверхности стоячих водоемов. Пища водоплавающих птиц.
2. Объясните лексическое значение слова багульник. (Слайд 8) - БАГУЛЬНИК, род вечнозеленых кустарников.
3. Как вы понимаете значение слова заглохший? (Слайд 9) ЗАГЛОХШИЙ? – 1. становящийся глухим. 2. слабеть, затихать, исчезать (Шум постепенно глохнет). 3. дичать, зарастать сорняком.
4. К какому словарю обращались за помощью в установлении лексического значения этих слов? (Толковый)
* Чтение стихотворения наизусть.
* О чем стихотворение? Какова его тема? (Слайд 10) (Раскрытие душевного состояния Аленушки). (Учащиеся поэтапно заполняют таблицы. См. Приложение).
* Прочитайте его самостоятельно.
* Какова идея стихотворения? (Слайд 10) (Любование, восхищение красотой России).
* Каким настроением оно проникнуто? (Загадочности, сказочности, задушевности).
* Какие образы предстают перед нами? (Слайд 11) (Аленушка – скучающая, одинокая, пригорюнившаяся, печальная, страдающая, пруд – заглохший, таинственный, лирический герой).
* Какова рифма? (Слайд 12) Что достигается благодаря именно этой рифме? (перекрестная, напевность).
* Какова организация стихотворной речи? Почему? (четверостишие, катрен. Каждый катрен – картина).
* Какая картина предстает перед нами из 1 строфы? (пруд);
* Из 2 строфы? (Аленушка - это образ Родины).
* Из 3 строфы? (природа, окружающая пруд).
* Из 4 строфы?
* Дайте определение эпитету. (Красочное определение).
* Найдите эпитеты (Слайд 13) (заглохший пруд, милая Аленушка, прост венок, врываясь буйно, мертва вода, щедро кладет, золотые обручи).
* Дайте определение метафоре (перенос названия с одного предмета на другой на основе внутреннего или внешнего свойства).
* Найдите метафоры (Слайд 13) (золотые обручи)
* Дайте определение олицетворению (наделение неживого свойствами живого).
* Найдите олицетворения (Слайд 14) (пух прилетел, трава знать не хочет, тропинка ведет, солнце кладет).
* Для чего автор использует обилие эпитетов, метафор, олицетворений? (Слайд 15) (создание образности, красочности картины).
* Понравилось ли вам это лирическое стихотворение? Чем?
* Можно ли считать стихотворение А.А. Прокофьева словесным описанием картины художника В.М. Васнецова?
* Какие строки наиболее соответствуют?
* Что из описанного в стихотворении отсутствует на картине? (венок)
* Как связан наш эпиграф (Слайд 16) со стихотворением А.А. Прокофьева?
V. Итог урока.
Помогла ли нам музыка Н.А. Римского-Корсакова, картина В.М. Васнецова глубже проникнуть в замысел А.А. Прокофьева?
VI. Выставление комментированных отметок.
VII. Д/З. Сочинение. Анализ лирического стихотворения.



Copyright © 2007-2020 МБОУ Боровковская основная общеобразовательная школа №53
Адрес: 142436 Московская обл., Богородский городской округ, д. Боровково, ул. Серова, д. 106
Телефон / факс: +7(496)517-04-38
Официальный веб-сайт: http://www.bs53.noginsk.ru
Вопросы и комментарии Вы можете отправить на наш e-mail: borovkovo@yandex.ru